Впервые в Екатеринбурге откроется выставка современной глиптики «Вечность, испещренная знаками» от художников Санкт-Петербурга.
С 23 октября 2025 года по 11 января 2026 года в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства будет работать выставка «Вечность, испещренная знаками». В экспозиции представлено более 80 камей и инталий от одиннадцати ведущих петербургских художников-камнерезов. Куратором проекта стал художник Антон Ананьев, один из участников выставки «Невский триумвират» 2024 года. Для него это первая кураторская работа с решением не только содержательных задач, но и технических (как нужно показывать инталии и геммы). Цель проекта: возродить интерес к началу начал в камнерезном искусстве – глиптике – к самому камерному, личному виду искусства. Торжественное открытие состоится 23 октября в 16:30.
Искусству глиптики – шесть тысяч лет. Самая крупная музейная коллекция инталий и гемм принадлежит Государственному Эрмитажу, она была выпестована Екатериной II и благодаря ее же любви к камнерезным миниатюрам в конце XVIII века на Урале возникла школа «антиков», утончавшая технику и вкусы мастеров Екатеринбургской гранильной фабрики.
После периода забвения в России в XX веке искусство глиптики начало возрождаться именно в Санкт-Петербурге. Антон Ананьев объединил плеяду мастеров из Северной Столицы, чьи работы демонстрируют весь спектр современного проявления этого искусства – от следования классическим канонам до смелых экспериментов, выходящих за рамки привычного.
«Единственным объединяющим фактором для всех представленных работ остается лишь материал – камень, олицетворяющий для человечества вечность, – отмечает художник. – Во всем остальном художники себя не ограничивают, вдыхая новую жизнь в древнейший вид искусства. Каждый из них наносит собственные знаки на камень, и эти знаки слагаются в общий изощренный узор».
Экспозиция предлагает зрителю редкую возможность проследить развитие петербургской школы глиптики с самых её истоков, начиная с пробных работ 1970-х годов Александра Левенталя, которого по праву называют «крестным отцом» этого искусства в городе. Его ученики и последователи – такие мастера, как Ольга Попцова, Игорь Кабиров, Юлия Михайлова и другие, – представляют уже зрелые, узнаваемые авторские стили. Среди участников выставки – и Эдуард Виноградов с его глубоко индивидуальным и провокационным прочтением классических образов, виртуозы миниатюрной резьбы Георгий Волгин, Павел Даниловцев, Андрей Голубев, экспериментирующие с нетрадиционными материалами, Владимир Путрин и Сергей Шиманский, переносящие принципы глиптики в область объемных композиций.
Самое большое число миниатюр – инталий, камей и круглой скульптуры размером меньше фаланги пальца представлено художницей Юлией Михайловой. Двадцать три года она живет в мире гемм, ее произведения коллекционируют за рубежом, составляя библиотеки русского резного камня. В России – чаще приходится работать в стол, или сотрудничать с ювелирами, которые по-своему не дают гемме исчезнуть как близкому ювелирному профилю виду искусства.
Выставка «Вечность, испещренная знаками» – это и демонстрация высочайшего технического мастерства, и диалог времен, где вечный камень становится полем для самых актуальных художественных высказываний.









