Продолжается выставка памяти художника и выдающегося реставратора Юрия Демянюка. Он покинул нас 6 мая этого года, но с нами навечно остаются его непревзойденные работы. Часть из них сейчас представлена в Музее.
Предлагаем познакомиться с биографией художника, подготовленной магистром искусствоведения и другом Юрия Михайловича Надеждой Ахметшиной.
ДЕТСТВО В ТЕМИРТАУ
Юрий Демянюк родился 24 сентября 1951 года в Челябинске. Его детство прошло в Темиртау. В этот город семья переехала вслед за ссыльным дедом по отцовской линии, чтобы быть рядом и по возможности поддерживать. К этому времени в Темиртау складывается уникальная культурная среда из ссыльной интеллигенции: художники, музыканты, артисты становятся костяком домов культуры, художественных кружков, музыкальных и танцевальных коллективов. Первым наставником Юрия Демянюка в изобразительном искусстве стал руководитель местного художественного кружка, ленинградский художник Михаил Подлесных.
ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
В 1966 году из семьи уходит отец. В 15 лет, чтобы помочь матери, Юрий устраивается лаборантом на металлургический комбинат. Честный, трудолюбивый и ответственный работник, он быстро завоевывает авторитет среди металлургов. В 1968 году Московский институт стали и сплавов приглашает поступить к ним без экзаменов, но Юрий грезит искусством. В 1972 году, отслужив в Красной Армии, он поступает в Абрамцевское художественное училище на кафедру художественной обработки металла. Там Юрий впервые профессионально занимается скульптурой, резьбой по дереву, учится работе с разными видами металла. Дипломным проектом художника стал триптих в технике горячей эмали «Андрей Рублев пишет Троицу». После отличной защиты дипломного проекта по распределению уезжает в Астрахань, где занимается разработкой аутентичных значков и сувениров.
ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ
В 1979 году художника приглашают работать над скульптурным оформлением городского парка в родном Темиртау. По иронии судьбы, художественная мастерская располагается в бывшем бараке, где жил его дед. Здесь художник впервые создает скульптуры крупных форм, большие росписи и масштабное медное панно. Ювелир по образованию оказывается прекрасным монументалистом. В середине 1980-х годов Юрий принимает решение вернуться к миниатюре и поступает на работу в творческую группу на «Хотьковскую фабрику резных художественных изделий». Здесь делает образцы для поточной продукции, представительские подарки, персональные заказы и впервые работает по кости. Первым и знаковым произведением из бивня мамонта становится миниатюрная скульптура (окимоно) японского бога леса Тэнгу. Это результат производственного соревнования с мастерами: чей Тэнгу получится лучше. Работа Юрия Демянюка по единогласному мнению коллег тогда победила. Наступают «лихие 90-е». «Хотьковская фабрикарезных художественных изделий» приходит в упадок.
РАБОТА С КАМНЕМ И ИСКУССТВО ЯПОНИИ
Юрий полностью переходит на частные заказы. Работает в большей степени в религиозной тематике, пробует себя в работе с камнем. Первой камнерезной работой с уникальным авторским почерком мастера стала композиция из топаза «Воробушек». Со своими работами Юрий участвует на многочисленных выставках в Москве, побеждает на тематических конкурсах. Слава искусного резчика по кости разносится среди ценителей по всему миру, и в 1995 году Юрия приглашают в Тайланд для работы над бюстом Рамы V и портретом королевы Тайланда. В 1996 году художник возвращается на Родину. На Первом антикварном салоне в Москве близко знакомится с искусством Японии. Японская культура во многом определит дальнейшую судьбу и художественный подход мастера. До конца жизни он будет занят в сложнейших реставрациях японских, китайских антикварных работ из слоновой кости и бивня мамонта, станет авторитетным консультантом для музеев и коллекционеров.
АРТ-ПАРЕЙДОЛИЯ
Параллельно Юрий Демянюк делает и свои творческие работы, но публика их не видит. Для себя он выбрал арт-парейдолию - направление в изобразительном искусстве, в котором создание картин основано на особенности зрительного восприятия окружающего мира.
Предлагаем познакомиться с биографией художника, подготовленной магистром искусствоведения и другом Юрия Михайловича Надеждой Ахметшиной.
ДЕТСТВО В ТЕМИРТАУ
Юрий Демянюк родился 24 сентября 1951 года в Челябинске. Его детство прошло в Темиртау. В этот город семья переехала вслед за ссыльным дедом по отцовской линии, чтобы быть рядом и по возможности поддерживать. К этому времени в Темиртау складывается уникальная культурная среда из ссыльной интеллигенции: художники, музыканты, артисты становятся костяком домов культуры, художественных кружков, музыкальных и танцевальных коллективов. Первым наставником Юрия Демянюка в изобразительном искусстве стал руководитель местного художественного кружка, ленинградский художник Михаил Подлесных.
ВЫБОР ЖИЗНЕННОГО ПУТИ
В 1966 году из семьи уходит отец. В 15 лет, чтобы помочь матери, Юрий устраивается лаборантом на металлургический комбинат. Честный, трудолюбивый и ответственный работник, он быстро завоевывает авторитет среди металлургов. В 1968 году Московский институт стали и сплавов приглашает поступить к ним без экзаменов, но Юрий грезит искусством. В 1972 году, отслужив в Красной Армии, он поступает в Абрамцевское художественное училище на кафедру художественной обработки металла. Там Юрий впервые профессионально занимается скульптурой, резьбой по дереву, учится работе с разными видами металла. Дипломным проектом художника стал триптих в технике горячей эмали «Андрей Рублев пишет Троицу». После отличной защиты дипломного проекта по распределению уезжает в Астрахань, где занимается разработкой аутентичных значков и сувениров.
ПЕРВЫЕ ПРОЕКТЫ
В 1979 году художника приглашают работать над скульптурным оформлением городского парка в родном Темиртау. По иронии судьбы, художественная мастерская располагается в бывшем бараке, где жил его дед. Здесь художник впервые создает скульптуры крупных форм, большие росписи и масштабное медное панно. Ювелир по образованию оказывается прекрасным монументалистом. В середине 1980-х годов Юрий принимает решение вернуться к миниатюре и поступает на работу в творческую группу на «Хотьковскую фабрику резных художественных изделий». Здесь делает образцы для поточной продукции, представительские подарки, персональные заказы и впервые работает по кости. Первым и знаковым произведением из бивня мамонта становится миниатюрная скульптура (окимоно) японского бога леса Тэнгу. Это результат производственного соревнования с мастерами: чей Тэнгу получится лучше. Работа Юрия Демянюка по единогласному мнению коллег тогда победила. Наступают «лихие 90-е». «Хотьковская фабрикарезных художественных изделий» приходит в упадок.
РАБОТА С КАМНЕМ И ИСКУССТВО ЯПОНИИ
Юрий полностью переходит на частные заказы. Работает в большей степени в религиозной тематике, пробует себя в работе с камнем. Первой камнерезной работой с уникальным авторским почерком мастера стала композиция из топаза «Воробушек». Со своими работами Юрий участвует на многочисленных выставках в Москве, побеждает на тематических конкурсах. Слава искусного резчика по кости разносится среди ценителей по всему миру, и в 1995 году Юрия приглашают в Тайланд для работы над бюстом Рамы V и портретом королевы Тайланда. В 1996 году художник возвращается на Родину. На Первом антикварном салоне в Москве близко знакомится с искусством Японии. Японская культура во многом определит дальнейшую судьбу и художественный подход мастера. До конца жизни он будет занят в сложнейших реставрациях японских, китайских антикварных работ из слоновой кости и бивня мамонта, станет авторитетным консультантом для музеев и коллекционеров.
АРТ-ПАРЕЙДОЛИЯ
Параллельно Юрий Демянюк делает и свои творческие работы, но публика их не видит. Для себя он выбрал арт-парейдолию - направление в изобразительном искусстве, в котором создание картин основано на особенности зрительного восприятия окружающего мира.
10:15
Именно так можно описать неповторимый и яркий стиль этого художника. Камень, его фактура, цвет, форма диктуют художнику образ будущего произведения. Это сродни японской традиции суйсеки – искусству любования камнями. Увидев в необработанном «диком» экземпляре черты будущего произведения, художник подчёркивает его особенности, характер, чтобы образ стал понятен и считываем зрителем. Работы Демянюка в стиле арт-парейдолии были представлены в 2023 году на выставке конкурса «Металл, камень, идея» в Екатеринбурге. Знакомство с городом, встреча с художниками и мастерами стала для Юрия стимулом и вдохновением для дальнейшей авторской работы. 2023-2024 годы - время творческого подъема в жизни Юрия Демянюка. Появилось много задумок, эскизов и черновиков новых работ, большинство из которых остались незаконченными….
Выставка памяти Юрия Демянюка работает до 12 января 2025 года
Выставка памяти Юрия Демянюка работает до 12 января 2025 года