Фигуры, созданные из разных цветных камней, называют блокированной скульптурой, полилитной пластикой, а на Урале – объёмной мозаикой.
Техника скульптурной объемной мозаики очень трудоемкая, а на изготовление работы могут уйти месяцы. Обязательно нужно найти соответствующий задуманному персонажу камень, который передаст условный материал: ткань, мех, дерево, металл… Каждый фрагмент выполняется как отдельное произведение. В процессе создания применяются различные техники обработки камня: резьба, шлифовка, полировка, инкрустация деталей лица и одежды. Элементы формируют общую композицию. Для создания эффектных произведений художники-камнерезы должны обладать пониманием пластики формы, знанием анатомии фигуры, чувством колорита.
В России искусство объемной мозаики из камня связано с деятельностью знаменитой фирмы Карла Фаберже. Название «мозаичная скульптура» этому направлению работы было предложено главным мастером фирмы Францем Бирбаумом.
Во второй половине ХХ века традиции мозаичной скульптуры получили развитие в творчестве ленинградского художника В.В. Коноваленко. Его произведения оказали сильное влияние на формирование этого направления российского камнерезного искусства, в том числе на Урале.
На сегодня сложились два центра российского производства камнерезных фигурок: Санкт-Петербург и Екатеринбург. Оба имеют давние, ещё дореволюционные традиции камнерезного искусства.
Обращение к жанру объемной мозаики во многом определяет облик уральского камнерезного искусства. Уральцы, как правило, отдают предпочтение реалистическому воспроизведению натуры. В этом они достигли впечатляющих результатов. Круг героев произведений екатеринбургских мастеров необычайно широк. Современные мастера искусно воссоздают многочисленные «костюмные фигурки» представителей разных профессий, национальностей, сословий прошлого, исторических личностей и др.
Всплеск популярности объемной мозаики начался в конце 1980-х годов. В это время открываются частные камнерезные предприятия, которые привлекают молодых мастеров, выпускников екатеринбургского художественно-промышленного училища, Уральской государственной архитектурно-художественной академии. Из работ этого периода можно выделить композицию «Половой с гусем» В. Елисеева.
В экспозиции выставки представлены произведения ведущих уральских мастеров, работающих в жанре мозаичной скульптуры, демонстрирующие различные темы и сюжеты.
В композиции «Баба, идущая из бани» 2017 года известный екатеринбургский художник-камнерез Анатолий Иванович Жуков, обратился к опыту камнерезов фирмы Карла Фаберже, проявив себя тонким и чутким художником цветного камня. Скульптура стала репликой на объёмную мозаику «Баба, идущая в баню» 1912 года, созданную мастерами знаменитой фирмы.
Сегодня в объемных композициях часто присутствуют ювелирная работа. Ювелир детализирует, насыщает образы тонкими предметами, фрагментами, делает их более достоверными. Особое отношение к воспроизведению одежды и предметного ряда проявляется в скульптурных образах служащих и военных (композиция «Пожилой казак» Р. Серебренникова, композиция «Городовой» А. Резвухина).
Профессия оценщика точно воплощена екатеринбургским камнерезом Вячеславом Бабинцевым (композиция «Оценщик камней») Его работы отличает внимание к проработке фактуры камня, тонкая детализация. Интерес мастера к народной культуре демонстрирует композиция «Кострома».
Выразительны по пластике и колориту музицирующие фигуры. Это и национальные типы («Бурят-музыкант» В. Губина) и народные образы (композиции «Гармонист», «Балалаечник»). Тема досуга представлена одним из любимых и популярных занятий – рыбалкой («Зимняя рыбалка» А. Резвухина).
Помимо человеческих фигурок в технике объемной мозаики создается и анималистка. Яркие образы экзотических птиц («Красный Ара», «Тукан») Анатолия Жукова имеют в себе разнообразную палитру камня: родонит, яшма, малахит, лазурит, гранат, шайтанский переливт, халцедон. В композициях используются минералогические образцы камней из коллекции автора, намекающие на природную среду персонажа.
Монокаменная анималистическая скульптура из кварца, аквамарина, кахолонга имеет дополнена инкрустацией другими минералами. Как правило, этим приемом акцентируется взгляд животного. Невероятно живые глаза у каменных животных Д. Богомазова («Осьминог», «Рыбка»). Его эффект живого глаза имеет свой секрет.
Рельефные мозаичные композиции выполнены нижнетагильским камнерезом С. Бонденковым (композиция «Листик с ягодами»), а также преподавателем екатеринбургского художественно-промышленного училища №42 (сегодня УТ «Рифей») Н. Сухачевой (шкатулка «Малина», ваза «Рябинка»). Эти произведения интерпретируют традиционные для уральского камнерезного искусства мотивы.
Санкт-Петербург представлен на выставке работой «Пьеро» современного художника-камнереза Кирилла Виноградова. Автор обладает оригинальным художественным почерком. Его творчество отличают своя особая пластика, гротеск, юмор, эмоции, выраженные в камне.
Выставка «Не игрушки» продлится с 21 августа до 20 октября