Мы привыкли отдавать дань ювелирному искусству во всех его проявлениях: восхищаться изящными формами, смелыми линиями, блеском камня в металлической оправе. Но что, если мы заглянем вглубь процесса создания украшений? Там мы найдем творца-художника, его идеи, мастерство и … ювелирные инструменты. Именно им посвящена наша новая выставка.
В фондах Музея хранятся несколько наборов ручных инструментов рабочих Свердловского ювелирного завода. Они были приняты из рук ювелира, живописца, главного художника предприятия, Заслуженного художника Российской Федерации – Гладкова Бориса Алексеевича (1920 - 2016). Первый набор принадлежит ювелиру Лопатину А. А., второй самому Гладкову Б. А., третий был специально передан для выставки внуком одного из основоположников уральской ювелирной школы Устьянцева Леонида Фёдоровича (1930 - 2008). Сохранился один инструмент и Храмцова Владислава Михайловича (1932 – 2006) – его личный пуансон. Наполняют выставку и разные детали ювелирных изделий, показывающие процесс и этапы работ мастера. Среди них заготовки, касты под вставки, декоративные детали и многое другое.
В период с 1930-х по 1950-е гг. процент ручного изготовления украшений на СЮЗ занимал более половины. Первые вставки из малахита мастера пилили вручную обычными напильниками. Технический прогресс смог обеспечить главный инженер Моргунов А. В. В 1952 году совместно с конструкторами он создал усовершенствованный вариант ограночного полуавтомата, позволивший гранить камни сложных форм. В 1957 году Моргуновым А. В. изобретён способ обработки ювелирных и галантерейных изделий из сплава драгоценных металлов стальными шариками, позволивший совместить шлифовку и полировку в комплексную операцию, заменить ручной труд. Производительность труда сразу же возросла в 20-30 раз. Помог ему и Мыльников И. А. слесарь-инструментальщик завода, который производил ремонт и наладку различных приспособлений, штампов и чеканки. Занимался подгонкой инструментов и приспособлений.
Сегодня современные бормашины заменили сверление, а советский штангенциркуль модернизировался в электронный. Появился ЧПУ станок с числовым программным управлением, ускоривший производительность труда. Ювелир стоит перед выбором и может сам решить, каким способом ему выполнять работы. Предпочтение можно отдать как автоматическим способам, так и ручным. Технический прогресс неизбежен, он нужен человеку, чтобы справляться с более сложными задачами.
Инструменты и приспособления для создания ювелирных украшений
Рабочий арсенал ювелира делится на несколько групп:
- мерительные инструменты – линейка, штангенциркуль, разметочный циркуль, нутрометр
- режущие инструменты – напильники, надфиль, рифель, фреза, лобзик, сверло, чекан, штихель
- инструменты для гибки и правки – щипцы, ручные тиски, опорные листы, ригели, плоскогубцы, пуансон (инструмент для деформации металла)
- инструменты для пайки – пламенная горелка, пинцет, ножницы
- инструменты для шлифования, полирования, матирования, квацевания – абразивный брусок, шлифовальный напильник, наждачная бумага, деревянные стержни с гематитом, чеканы с пескоструйным аппаратом, щетинная щетка