Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений

Купить билет

Время работы

Пн-Вт – выходные
Ср – 10:30-18:00
Чт –12:00-20:00
Пт-Вс – 10:30-18:00


Касса закрывается за 30 минут до окончания рабочего дня

RU | EN

Главная / Выставки и события / Архив выставок / Выставка "Скульптор XX века"

Выставка "Скульптор XX века"

26 Сентября 2022

Персональная выставка работ Виталия Стеканова (1927-2005), посвященная 95-летию со дня рождения мастера-скульптора. 

Виталий Иванович Стеканов родился в Казахстане в селе Михайлово Кустанайской области 31 января 1927 года. Отец будущего скульптора, Иван Фёдорович, слыл в округе знатным кузнецом, а мама, Ангелина Егоровна, занималась хозяйством и воспитанием детей. Семья Стекановых была большой, времена, на которые пришлось детство Виталия, — непростыми, и дети старались всячески помогать родителям: работали в огороде, ходили с отцом на охоту, бегали за ягодами и грибами в лес, собирали утиные яйца на берегах речки, протекавшей рядом со станицей Каран-Талык. Там же, на речке, станичники добывали глину, из которой изготавливали посуду и игрушки. Как-то раз попробовал лепить из этой глины и Виталий. Занятие это ему понравилось, и родные поддержали увлечение мальчика.

«Мечта стать скульптором появилась после того, как я вылепил фигуру акына Джамбула, а отец, похвалив меня, сказал: “Никак в нашей семье скульптор растёт”. Мне было тогда лет десять», — вспоминал сам Виталий Иванович.

Осенью 1944 выпускника средней школы Виталия Стеканова призвали в ряды РККА. Это был последний призыв Великой Отечественной войны. Будущий скульптор попал в Нижний Тагил, в 19-й танковый полк, на курсы механиков-водителей. По окончании курсов Виталий был направлен в город Горький, в 3-й запасной танковый полк. Но в боях ему участвовать не пришлось: осенью 1945-го Стеканов был зачислен в маршевую роту и направлен в Австрию, в город Эгенбург. 

Затем часть была передислоцирована в Германию и часто переезжала из города в город: Рослау, Вюнсдорф, Кюменсдорф… Во время прохождения службы Виталий отличился — спас человека. Об этом поступке простого советского солдата написали советские и немецкие газеты. В 1951 году перед демобилизацией сержанту Стеканову предложили остаться в армии и поступить в военное училище, но Виталий уже тогда твёрдо решил связать свою судьбу с искусством. Надо сказать, что талант скульптора у Стеканова заметили ещё в армии: по просьбе замполита части ему выделили мастерскую, где он мог заниматься творчеством в свободное время. Слухи о скульпторе-танкисте быстро разнеслись по гарнизонам Группы советских войск в Германии, и о Виталии не раз писали в полковых многотиражках. 

Демобилизовавшись, Виталий Стеканов отправился в родное село. Погостив с полгода в доме родителей, он поехал в Нижний Тагил поступать в УХПУ – Уральское художественно-промышленное училище. 

Почему именно в Нижний Тагил?

Как вспоминал впоследствии сам мастер, когда он ещё учился на курсах механиков-водителей, к будущим солдатам пришёл молодой лектор — член местного отделения Союза художников РСФСР. Рассказ об уральских камнях, самоцветах, о богатых художественных традициях Нижнего Тагила произвёл на Виталия большое впечатление. Лектором был Михаил Павлович Крамской, человек, благодаря усилиям которого в городе был открыт Музей изобразительных искусств и готовилось к открытию училище для будущих художников и скульпторов.

В Художественно-промышленное училище Стеканов был принят сразу и в 1956 году с отличием закончил его, уже переименованное в УУПИ — Уральское училище прикладного искусства. Тогда же экстерном Виталий Стеканов получил ещё одну специальность — «художественная обработка камня». А вскоре после защиты диплома Виталию Ивановичу поступило предложение остаться в УУПИ и заняться преподавательской работой. Виталий Иванович согласился и в течение 35 лет щедро передавал свои знания, секреты и особенности работы с материалом своим ученикам.

Стеканов всегда был необычайно внимателен к студентам, любил живое общение, ценил в учениках смелость творческого поиска, самостоятельность. К каждому он находил свой подход, за что пользовался большим уважением. К Стеканову стремились попасть многие, даже те, кто был откровенно слаб в скульптуре или камнерезном искусстве.

Как вспоминал один из учеников Виталия Ивановича художник Евгений Остольский, он замечал это и всегда старался направить ученика по правильному творческому пути: 

«Как-то раз, во время выезда для сбора материала в Мурзинку, я сделал несколько набросков окружающей нас природы. Виталий Иванович внимательно рассмотрел мои рисунки и сказал: “Вы прекрасный пейзажист! Зачем вы губите свой талант? Переводитесь, Женя. Я помогу вам”. В конце концов я понял, что он прав…»

В 1957 году Виталий Иванович Стеканов впервые становится участником городских, областных и зональных выставок. В дальнейшем это будет доброй традицией. Его работы, выполненные в различной технике, неизменно привлекают внимание посетителей и высоко оцениваются членами жюри. Его любимый жанр в скульптуре — портрет. На полках в его мастерской всегда было много портретов друзей и родных. Самая дорогая его сердцу работа — портрет отца.

С 1967 года Виталий Иванович — член Союза художников СССР. Его работы демонстрируются на областных, республиканских и всесоюзных выставках: «Урал социалистический» (1964, 1967, 1969, 1974, 1979, 1985 гг.), «Свердловские художники в Москве» и «100-летие П. П. Бажова» (1980 г.), «Русский камень» (1983 г.) и многих других; выставляются в павильоне «Образование» на ВДНХ. А в 1964, 1971, 1977 годах проходят персональные выставки скульптора в Нижнем Тагиле.

Современники часто отмечали, что Стеканов одинаково хорошо работал с любым материалом в самых разнообразных жанрах. Отличало художника и то, что все работы были выполнены им в таких «вечно живых» материалах, как мрамор, уральский камень, дерево, шамот, керамика, а также в сочетании нескольких материалов. 

В 1970–1990-х годах Виталий Иванович Стеканов принял участие ещё в двух десятках городских, областных и республиканских выставок, его работы демонстрировались на ВДНХ. Коллекции его произведений имеются в Нижнетагильском музее изобразительных искусств, музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», музее писателя А. П. Бондина, музеях в Загорске, Екатеринбурге, Ясной Поляне, Каменске-Уральском, Соликамске, в Художественном фонде России. Много его работ нашли место в частных коллекциях в России, Японии, Италии, США, Швейцарии, Германии, Австралии и Франции.

6 февраля 2005 года талантливого скульптора и замечательного педагога не стало.

Последняя большая выставка работ мастера «Гармония в образах» состоялась 15 февраля 2013 года в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге.

Дмитрий Кужильный, 2021

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
OK