В качестве подарка на 300-летие любимого города Музей подготовил выставку из трех разделов, подчеркивающих тесную связь Екатеринбурга с двумя вечными материями – металлом и камнем. Четвертый по численности населения город России, административный центр Уральского федерального округа и Свердловской области, сегодня «опорный край державы» - это также центр культурных и образовательных инициатив, столица русского рока, место грандиозных проектов и творческих кластеров, территория камнерезного дела, промышленного производства и мн. др. Даже отцов-основателей у нашего города двое: антиподы в жизни, Василий Татищев и Вильгельм де Геннин, стали соратниками в выборе места и устройства нового города-завода в 1723 году.
Первый раздел выставки – нумизматический «Екатеринбург на ладони». Свой Монетный двор появился всего через два года после основания Екатеринбурга. Совершенно необычным явлением в русской нумизматике стали квадратные медные монеты – платы екатеринбургской чеканки 1725-1727 гг. номиналами от копейки до рубля. Всего за время существования монетного производства до 1876 года в Екатеринбурге было выпущено около полутысячи образцов медных монет. Долгие годы наш монетный двор был главным поставщиком таких монет в империи (до 80% всех медяков). Почти с каждым новым правителем страны менялись оформление монеты и её вес. Так, можно увидеть изменения в дизайне двуглавого орла – государственного герба, вензелей царствующих особ и монетной стопы от 8 до 50 рублей из пуда меди. Не менее интересна история появления первых в мире монет из платины (1828-1845 годы) номиналами 3, 6 и 12 рублей. И это была уральская платина!
Коллекционирование российских монет императорского периода было популярно всегда. Часто коллекционеры выступали дарителями, передавая свои коллекции в музеи. Например, в 1907 году известный горожанин, золотопромышленник Петр Иванович Тарасов передал в дар краеведческому музею Уральского общества любителей естествознания в количестве 2363 шт. российских платиновых, золотых, серебряных и медных монет за период с 1700 по 1900 гг. Этот дар стал ядром музейной нумизматической коллекции, которая в настоящее время хранится в Свердловском областном краеведческом музее им. О. Е. Клера. За своё благодеяние П. И. Тарасов в 1909 году по ходатайству УОЛЕ был пожалован орденом святого Станислава 3 степени. Также часть этой замечательной коллекции находится и в фондах нашего Музея.
C XX века Екатеринбург (Свердловск 1924-1991) сам превратился в героя монетных аверсов. На серебряных монетах к юбилеям города отражена разнообразная символика уральской столицы. На выставке представлено 57 предметов нумизматики из пяти государств, из них 46 медных монет отчеканены в Екатеринбурге.
Отсчет истории камнерезного дела в Екатеринбурге начинается с 1726 года, благодаря привезенному из Швеции Василием Татищевым граверу Христиану Рефу. Второй раздел выставки можно обозначить как «Екатеринбург на столе»: подарки и сувениры из камня, связанные с городом и Уралом, которые активнее всего создавались также с XX века. В XIX веке Ф. Достоевский, возвращаясь из ссылки, в качестве «гостинца» со стороны Уральских гор вез 38 пород камня (минералогическую коллекцию), пуговицы, четки и запонки. Советский турист покупал настольные композиции с изображением очертаний Свердловской области, каменные чернильницы, письменные приборы, шкатулки, вазы и броши со вставками из поделочных камней. Такой ассортимент сначала предлагали камнерезные артели, а затем приемник Екатеринбургской императорской гранильной фабрики – завод «Русские самоцветы» (в определенный период «Уральские самоцветы»). Большим числом выпускались сувениры из яшмы и родонита, часто применялась пескоструйная техника для нанесения рисунка и надписей – «Свердловск» и «Урал». Новыми символами города стали река Исеть, малахит и его рисунок, ящерка. Самыми экстравагантными из показанных настольных подарков являются композиция «Яков Свердлов» с искусственными кристаллами кварца и каменный герб Свердловской области в технике рельефной флорентийской мозаики. Современный путешественник в качестве сувенира из самоцветной столицы выбирает образец минерала или простое украшение из декоративных пород камня.
Искреннюю любовь к родному городу в ювелирной пластике выразил – Алексей Борисович Попов, екатеринбургский ювелир, член Союза художников России. Этот раздел выставки назовем «Екатеринбург наперстный». С 2016 года Алексей Попов работает над циклом «Улицы свердловские…», где запечатлены знаковые архитектурные памятники города в камерной форме кольца, перстня или арт-объекта. Использование декоративных пород камня в качестве акцентных элементов в ювелирной оправе – это дань уважения традициям уральской ювелирной школы. Орнаментированные шинки колец и другие элементы из металла смоделированы с помощью современных технологий компьютерного дизайна. Парк культуры и отдыха, знаменитые башни Екатеринбурга – Водяная, Филитц и Белая, здание УрФУ имени первого Президента России Б. н. Ельцина и многие другие превратились в символы, умещающиеся на ладони или на фаланге пальца. В этом году серия дополнилась перстнем «Киностудия», где использован образец пирита, «золотистого минерала» с 1943 года присутствовавшего в заставке Свердловской киностудии. Архитектурная серия в честь Екатеринбурга в творчестве Алексея Попова продолжается.
Ностальгическим аккомпанементом к выставке стали воспроизведения открыток «Виды Екатеринбурга и его окрестностей» фотографа Вениамина Метенкова, запечатлевшего город и Урал в конце XIX века.