Новости
12.02.2019

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ БИТВА ко Дню защитника Отечества / 21-22 ФЕВРАЛЯ

Все новости


Полезные ссылки


Выставка "Благословенный высверк ремесла"

Главная » События » Выставки » Выставка "Благословенный высверк ремесла"


Выставка
"Благословенный высверк ремесла"

Витражные, перегородчатые эмали и финифть

ростовской мастерской «Хризолит»


Мастерской «Хризолит» в этом году исполняется 20 лет, а ремеслу, которым они занимается (финифть и филигрань) почти четыреста.

Эта художественная мастерская существует в Ростове с 1999 года. Основное направление ее деятельности: изготовление многочастных и житийных икон в технике живописи по эмали в сканых ризах с перегородчатыми расписными эмалями. В 2009 году за изготовление раки для святых мощей Святителя Димитрия Ростовского коллектив отмечен Патриаршей грамотой. В 2010 году за выдающийся вклад в развитие российского ювелирного искусства мастера фирмы были награждены орденом мемориального фонда Карла Фаберже «150 лет Михаилу Перхину», дающего звание «Ювелир высшей квалификации». Художники мастерской – ювелиры и эмальеры в третьем поколении. Работать в сложнейшей техники витражной эмали могут только профессионалы высочайшего уровня.

Особые отношения с эмалью у Ростова Великого начались с конца XVII века, когда зарождалось искусство ростовской финифти. Мастера покрывали драгоценными живописными эмалями церковную утварь, предметы быта и ювелирные изделия. Яркие светоносные краски на белой эмалевой пластине оживляли картины библейской и русской истории. Поначалу это искусство развивалось внутри монастырской среды, позднее ремесло увлекло посадских людей и уже от отца к сыну передавались секреты финифтяного дела. Одновременно укрепляет свои позиций искусство филиграни, или скани. Оправа из вьющейся в замысловатом узоре крученой металлической нити дополняет изысканный рисунок финифтяной миниатюры.

Финифть – одна из древнейших разновидностей художественной обработки металла. Это особый сплав стекла, окрашенного в разные цвета окислами металлов. Издавна эмаль применялась для украшения предметов из золота, серебра и меди. Она была известна в Древнем Египте и через Византию попала на Русь.

Техника перегородчатой эмали применялась еще в Киевской Руси в XI веке. Ее тоже часто называли финифтью, что в переводе с древнегреческого означает «сплав» или «блестящий камень». Перегородчатая финифть прекрасно сочеталась с драгоценными камнями в изделиях русских мастеров. Эта эмаль рождалась в огне раскаленной печи. Блеклая масса особого стекла, смешанного с окислами металлов, заполняла плоскость изображения, намеченного тонкими перегородками на золотой пластине. В жару эмаль плавилась, набирая сочность цвета и соединяясь с металлической основой. Блеск золотого фона и мерцание контуров рисунка прекрасно гармонировали с изысканным колоритом перегородчатой эмали.

Безграничные художественные возможности финифть приобрела, когда в XVII веке Жан Тутен открыл секрет эмалевых красок. Для создания живописной миниатюры на эмали ювелиры тщательно выбивали выпуклую золотую, серебряную или медную пластину, а затем послойно покрывали стеклом и заглушенной эмалью. После нескольких покрытий и обжигов пластина приобретала ровную глянцевую поверхность, на которую наносились рисунок и краски, имеющие разную температуру плавления. Добиваясь звучности цвета и разнообразия оттенков, мастера могли по пять-шесть раз обжигать эмалевую пластину. Для «живоподобного» письма эмальеры использовали приемы, близкие живописным и графическим. Плотным пастозным мазком намечали они форму, белый фон использовали на просвет.

+7 (343) 371-24-62

Екатеринбург, Ленина проспект, 37