Полезные ссылки


Современное ювелирное искусство

Главная » Экспозиции » Современное ювелирное искусство

Во 2-й половине ХХ века в советском ювелирном искусстве складываются школы, имеющие собственное «лицо». Наряду с московской и петербургской школами в это время ярко заявили о себе и уральские мастера, для которых главным стало создание единичного, неповторимого ювелирного произведения.

Искусствоведы связывают своеобразие уральского ювелирного искусства с доминантой природного камня во всей его естественной красоте и смелым использованием металла в оригинальных композициях, отличающихся ярким образным решением. Начиная с всесоюзной выставки «Искусство и быт» (г. Москва, 1961 г.), в авторских работах уральских ювелиров главенствующее положение заняли полудрагоценные и поделочные камни – малахит, яшма и другие. Каждое произведение, демонстрируемое в новой музейной экспозиции, имеет свою уникальную историю создания и бытования. Например, в гарнитуре «Осенние грёзы» Л.Ф. Устьянцев запечатлел трёх своих рыжих собак, которые одной дождливой осенью скрашивали его дни на даче. А вот кольцо его внука Александра – поющее.

К сожалению, не существует качающейся витрины, чтобы посетители увидели «эффект плавающих бриллиантов» и услышали их тихий нежный звон подвижных боковых каст. По композиции «Подводная лодка «Комсомолец Мордовии»» В.Н. Шицалова можно изучать самоцветное богатство недр Урала. Гарнитур «Веснянка» М.М. Лесика – путешествие в майский лес, где расцвели нежные коралловые первоцветы. В новой экспозиции демонстрируется более 160 произведений.

Основу музейной коллекции современного ювелирного искусства составляют авторские произведения уральских, в основном, екатеринбургских, художников. В трех залах экспонируются работы, позволяющие проследить процессы становления и развития самобытной региональной школы. Здесь можно познакомиться с тиражированными фабричными изделиями 1950-х гг. и авторскими произведениями 1960-х. гг. – периода формирования школы.

Эстетической доминантой украшений этого времени служит цветной камень, как правило, в виде плоских пластин. В экспозиции представлены творческие поиски Б.Гладкова (брошь «Яшма», брошь «Байкал» из лазурита) и Н.Кашиной-Стаценко, сочетающей самоцвет с традиционной сканью и зернью (гарнитур «Русь» из малахита).

Гордостью коллекции является яшмовая брошь «Кавказ» Л.Устьянцева, получившая признание на международной выставке в Париже в 1961 г. Среди работ народного художника России Л.Устьянцева можно увидеть: малахитовую гривну «Уралочка» (1984), организованные на основе природной кристаллической щетки броши «Ёжик» (1992) и «Зимний зверек» (1993), характерные изделия с крупным граненым камнем, например, эффектный браслет «Октябрь» (1987), знаковую гривну «Аметистовый дождь» (1992), колье «Маяк» (2006).

Достаточно разносторонне представлено и творчество заслуженного художника России В.Храмцова: украшения с использованием зооморфных мотивов (подвес «Петушиные забавы», 1994; броши «Морское чудо», 1999 и «Рыбья грусть», 2003) и элементов флористики (браслет «Подснежник», комплект «Озера», 1995) и, конечно, ассоциативно-образные вещи (колье «Мелодия», 1977; брошь «Ночные страсти», 1997). Интересен составленный из оригинальных звеньев, напоминающих искрящиеся инеем оленьи рожки, гарнитур «Сказки Севера» (2005).

Представленные в экспозиции работы демонстрируют многообразие технических приёмов – от ажурной филиграни (В.Комаров, гарнитур «Юбилейный», броши «Сирень», 1985; «Весенняя», 1987) до эмали (Н.Кузнецова , гарнитур «Печаль», 1988) и закаленного титана (Т.Ямалетдинов, броши «Доброе утро», «Эхо Малевича», 2003); показывают примеры индивидуальной интерпретации растительных мотивов – от прямой изобразительности (В.Хахалкин, гарнитуры «Ламинария», 1985 и «Зимняя вишня», 1998) и сложных композиций (М.Лесик, гарнитур «Веснянка» и гривна из гарнитура «Омут», 1993) до условных цветочных форм (В.Сочнев, колье из гарнитура «Соцветие», 1994, подвес из серии «Флора и фауна», 1998); обозначают современные стилевые тенденции – от поэтичного «древнерусского» стиля (В.Денисов, серьги «Ярославна», 1993 и «Лада», 1995) до лаконичного конструктивного направления (В.Денисов, серия брошей «Времена года», 1980-е; В.Устюжанин, пряжки «Невесомость» и «Атлантида», 1981). Экспозиция дополнена авторскими эскизами, графическими и живописными портретами уральских ювелиров.

+7 (343) 371-24-62

Екатеринбург, проспект Ленина, 37